Проблемы зимней эксплуатации

Проблемы зимней эксплуатацииЗапуск двигателя в условиях отрицательных температур зависит от многих условий. Бытует мнение, что основная причина того, что двигатель не запускается, кроется в «плохом» масле. Это не совсем верно. Масло, какое бы оно ни было, не запускает двигатель, а лишь является одной из составляющих, обеспечивающих этот запуск.

Основные причины по  их значимости или влиянию на возможность запуска:

  • Исправность узлов, агрегатов и электронных систем автомобиля
  • Качество топлива 
  • Состояние свечей зажигания (у бензинового двигателя) и соответствие  типа и марки свечей требованиям Производителя
  • Пусковые свойства аккумуляторной батареи (соответствие типа АКБ рекомендации производителя, исправность и  уровень её заряда)
  • Качество моторного масла, т.е. соответствие  рекомендациям производителя автомобиля, а также низкотемпературной вязкости масла реальным климатическим условиям эксплуатации (например, SAE 0(5)W-X)
  • Соблюдение правил запуска холодного двигателя, изложенных в Инструкции по эксплуатации.

На самом деле, если не исправен двигатель (низкая компрессия, изношенный стартер, имеются утечки высокого напряжения в системе зажигания и т.п.), то при низких температурах, когда усилий для проворачивания двигателя требуется гораздо больше, а пусковые свойства аккумуляторной батареи ниже, он может не завестись. Хотя летом всё было нормально и машина заводилась «с пол-оборота».

Какова роль качества топлива в холодном запуске? Топливо в цилиндрах двигателя воспламеняется только при определённых условиях, главное из которых – высокая концентрация его  паров (при определённой температуре). Достижение этой температуры в процессе запуска и подача необходимого количества топлива - «задача» исправного двигателя. А вот концентрация паров (или топливо-воздушное соотношение) целиком зависит от его качества. Если в нём отсутствуют лёгкие фракции, то оно не будет испаряться и  стечёт по стенкам цилиндров в картер. Каковы шансы нарваться на некачественный бензин?  По данным Росстандарта, в Москве и области бензин не соответствует стандартам на 23% ( а по  данным независимой испытательной лаборатории МАДИ-ХИМ некачественный бензин продаётся на 76% столичных АЗС). Вывод делайте сами.

Понятно, что для предотвращения проблем, связанных с холодным запуском, необходимо технику подготовить, т.е. проверить состояние свечей зажигания и, если они выработали свой ресурс, заменить на соответствующие (согласно  требованиям Производителя автомобиля). Также необходимо проверить и при необходимости обслужить аккумуляторную батарею.

Теперь поговорим о масле.

Для предотвращения проблем с холодным запуском, вызванных моторным маслом:

  1. Оно должно быть качественным и соответствовать требованиям Производителя автомобиля, как по вязкости, так и по остальным параметрам: SAE (зимой лучше применять масла, имеющие лучшие  низкотемпературные свойства, т.е. 0(5)W-X), API, ILSAC, ACEA, иметь соответствующий допуск. Лучше, если это будут синтетические продукты. Качественный подбор масел – это, пожалуй, самое главное для правильной эксплуатации любых технических средств. Срок службы двигателя и агрегатов трансмиссии, в первую очередь, зависит от качества применяемых смазочных материалов, т.е.  являются ли эти они  настоящими.
  2. Не следует превышать периодичность замены масла, рекомендованную OEM, т.к. со временем масла изменяют  свои характеристики в сторону их ухудшения,  и в конце межсервисного интервала замены могут уже не обеспечить низкотемпературного запуска.
  3. Не следует добавлять в масло дополнительных присадок и любых растворителей для улучшения его низкотемпературных свойств   (или «разжижения»), а также других масел. Это неизбежно приведёт к преждевременному выходу масла (а вслед за ним и автомобиля) из строя.
  4. Эксплуатацию автомобиля необходимо производить с учётом обязательного прогрева масла для предотвращения образования эмульсии (обычно это 12-15 км пробега при средних оборотах двигателя под нагрузкой) и низкотемпературного шлама.

При постоянной  эксплуатации не прогретой техники, когда масло насыщается водой, начинается шламообразование. При этом:

  • Изменяются физические (наиболее важные: вязкость, индекс вязкости,  температура застывания) и химические показатели масла (щелочное число), стойкость масла к окислению и к сдвиговым нагрузкам и т.п.
  • Разрушается структура масла, и из него выделяются присадки в нерастворимой форме
  • Масло утрачивает моющие и диспергирующие свойства
  • На деталях двигателя начинают быстро образовываться низко и высокотемпературные отложения.

Эти отложения (шлам) на сетке маслоприёмника и клапанах масляной системы могут привести к снижению или полной потери давления масла и прекращению его циркуляции.

Таким образом, основной причиной преждевременного выхода из строя качественного масла является эксплуатация непрогретого двигателя.

Следует также обратить внимание на правильный подбор масла, особенно по вязкости, т.к. масла высокой вязкости более склонны к образованию эмульсии и имеют высокие стартовые моменты (другими словами, если масло успешно работало летом – это не значит, что оно также успешно будет работать и зимой). 

Неправильный подбор масла почти всегда приводит к преждевременному выходу двигателя или агрегатов трансмиссии из строя. Иногда это происходит не сразу. Но в любом случае ресурс автомобиля значительно сократится. Но такая ошибка покажется   всего лишь лёгким недоразумением в сравнении с риском залить в узлы и агрегаты автомобиля откровенный фальсификат. Последствия этого окажутся очень серьёзными, так как подделкой может оказаться  любая жидкость, напоминающая подделанное масло.  Поэтому масла лучше покупать только у официальных дистрибьюторов. Наша компания, являясь авторизованным дистрибьютором ExxonMobil, импортирует смазочные материалы с завода Наантали в Финляндии. Мы гарантируем оригинальность и  качество поставляемых нами продуктов. Для обеспечения безотказной работы техники в течение максимального срока службы используйте только оригинальные масла Mobil. Помните, что расходы на смазочные материалы не превышают 1% всех эксплуатационных расходов. Стоит ли экономить, покупая более дешёвое масло сомнительного происхождения? 

© Любое копирование и распространение данного контента запрещено. 

Технический специалист,

Виктор Блохин

К списку статей

Читайте также