В каких случаях обязательным является применение малозольных масел для коммерческой техники

  1. применение малозольных масел для коммерческой техникиПрименение малозольного масла обязательно, если  автопроизводитель рекомендует ТОЛЬКО малозольные продукты (ACEA E6 или E9, МВ  228.31 или 51, MAN 3475 или 77, 3677,  и др.). При этом следует использовать топливо с содержанием серы не более 50 ррм. Применение масел нормальной зольности в указанном случае может привести к преждевременному выходу из строя систем доочистки отработавших газов.
  2. Не рекомендует использовать малозольные масла  если в руководстве по эксплуатации  предусмотрена возможность  применения масел нормальной зольности (ACEA Е4 и Е7, МВ 228.3 и 5, MAN 3275 и 77 и др.), которые в наших условиях будут работать лучше, чем масла LowSAPS, защищая двигатель от износа и образования отложений.
  3. Масла Mobil Delvac 1 LE 5W-30, Mobil Delvac XHP LE 10W-40 и Mobil Delvac MX ESP 10W-30 и 15W-40, несмотря на низкую зольность, имеют высокий запас щелочных чисел. Их эффективность практически не отличается от масел нормальной зольности. Они соответствуют  спецификациям и имеют одобрения автопроизводителей, обуславливающие возможность их применения для всех типов современных двигателей, в т.ч. и с продлёнными интервалами замены (с учётом условий эксплуатации и качества топлива).

В ассортименте многих ведущих производителей смазочных материалов имеется определённое количество малозольных масел для двигателей коммерческой техники. У ExxonMobil к таким продуктам относятся Mobil Delvac 1 LE 5W-30, XHP LE 10W-40 и MX ESP 10W-30 и 15W-40. В каких случаях рекомендуется их применение и чем они отличаются от масел нормальной зольности?

Действующие Европейские экологические стандарты (нормы Евро") регламентируют содержание в выхлопе автомобилей углеводородов, оксидов азота, угарного газа и твердых частиц. Их количество зависит от многих факторов (качества топлива, конструкционных особенностей двигателя и режима его эксплуатации) и смазочные материалы – один из них. Чем выше экологический класс, тем меньше должно быть выбросов, что, с одной стороны, приводит к внедрению новых конструкционных решений, а с другой накладывает определенные ограничения на моторные масла, связанные с их химическим составом.

Евро-4, 5 и 6 – это экологические стандарты, для соответствия  которым  необходимо, чтобы количество вредных выбросов было значительно сокращено.  Для этого на многие коммерческие автомобили устанавливаются специальные системы доочистки выхлопных газов (фильтр сажевых частиц – DPF, ловушка непрерывной регенерации - CRT), ресурс которых значительно снижается при пользовании масел нормальной зольности. Для такой техники производитель рекомендует применять масла с ограниченной сульфатной зольностью (не более 1.0%) и минимальным содержанием серы и фосфора, так называемые « Low-SAPS». При сгорании этого масла в цилиндрах двигателя образуется меньше золы, забивающей сажевые фильтры, что приводит к  затруднениям с запуском двигателя, неустойчивости работы на холостом ходу, превышениям норм потребления топлива, значительному падению мощности.

Для достижения низкой зольности некоторые производители уменьшают   содержание зольных  присадок (в основном моющих и диспергирующих, а так же противозадирных). Такие масла удовлетворительно работают только при использовании высококачественного топлива с содержанием серы не более 50 ррм (как минимум Евро 4). Топливо более низкого экологического класса содержит большее количество серы (Евро 3 – до 350 ррм, а  Евро 2 –до 500 ррм). Соответственно, при сгорании образуется больше кислоты,  которая, при попадании в масло, должна быть нейтрализована щелочными зольными  присадками содержание которых в  этих маслах снижено.  Поэтому применение таких малозольных масел с топливом низкого экологического класса может привести к необходимости снижения интервала замены масла. В некоторых случаях он может оказаться даже меньше, чем при использовании масел нормальной зольности с более низким уровнем эксплуатационных свойств. Разницу в ресурсах малозольного и масла нормальной зольности определяет исключительно производитель двигателя (если такая замена допустима) и условия эксплуатации.

Что касается малозольных масел Mobil Delvac 1 LE 5W-30, XHP LE 10W-40 и MX ESP10W-30 и 15W-40. Щелочные числа этих масел не уступают, а иногда даже превосходят аналогичные показатели для масел нормальной зольности (например, у Mobil Delvac 1 LE 5W-30 ЩЧ=12,6, а у аналогичного масла нормальной зольности Mobil Delvac 1  5W-40 ЩЧ=12,0; у Mobil Delvac MX ESP 15W-40 ЩЧ=10,4, а у Delvac MX 15W-40 ЩЧ=10,0) за счёт применения  высокоэффективных малозольных присадок и высококачественных маслобаз.  Благодаря чему, они могут быть рекомендованы для применения  в высокомощных дизельных двигателях, в том числе для современных автомобилей с низким уровнем токсичности выхлопных газов, соответствующих стандартам Евро-5 и 6 и US EPA 2007/2010, в которых используются, как сажевые фильтры (DPF), сажеуловители с непрерывной регенерацией (CRT), так и селективная каталитическая нейтрализация (SCR), катализаторы окисления дизеля (DOC) и рециркуляция выхлопных газов (EGR).

© Любое копирование и распространение данного контента запрещено. 

Технический специалист,

Виктор Блохин

К списку статей

Читайте также