Как подобрать масло для низких температур?

Что такое низкотемпературные свойства смазочного материала?

Это способность эффективно прокачиваться по системе и поступать к смазываемым парам трения, предотвращая сухое трение и адгезионный износ.

Некоторые считают, что основной характеристикой этого свойства является температура застывания.

Этот параметр, конечно,  важен, но служить определяющим критерием возможности применения смазочного материала не может.

Низкотемпературные свойства моторных масел определяются классификацией SAE J300 и дополнительно могут быть ограничены OEM (производителем этой техники). 

Согласно этой классификации существует два низкотемпературных параметра: температура проворачивания (Cranking) и прокачивания (Pumping).

Измеряются они при помощи специальных роторных вязкозиметров, имитирующих естественные условия применения масел (в скобках указан максимально допустимый момент сопротивления вращению при минимальной допустимой температуре).

Проворачиваемость – минимальная температура, при которой масло должно обеспечить проворачиваемость  (и последующий запуск) исправного двигателя. Понятно, что если неисправна АКБ или система зажигания и т.п., ни о каком гарантированном запуске речь идти не может.

Прокачиваемость – минимальная температура, при которой масло может прокачиваться по системе смазки.

Двигатель  при этом может не провернуться от собственной системы запуска. Но если его удастся запустить с использованием вспомогательных средств, масло будет прокачиваться по системе и обеспечит надёжное смазывание.

ОЕМ в Руководствах по эксплуатации обычно указывают диапазон, включающий температуру проворачивания или несколько ограничивают её в сторону повышения (пример, Hyundai, см. в таблице). 

Производители смазочных материалов в технических характеристиках  своей продукции указывают температуру застывания, которая может существенно отличаться от допустимой эксплуатационной температуры по SAE J300.

Определяется она совершенно иным способом и прямого соотношения между температурой проворачивания по SAE и температурой застывания (обычно определяется по методике ASTM  D97 или другой) нет.

Например, масло имеет температуру застывания – 48°С, однако по классификации SAE температура проворачивания гарантирована только до -30°С. При более низкой температуре масло становится настолько густым (хотя и не замерзает полностью), что момент сопротивления вращению превысит допустимые значения по SAE и двигатель может не провернуться.

Современные масла SAE 0W-X могут иметь лучшие, чем указано в SAE J300 низкотемпературные свойства.

При этом, производители указывают не только температуру застывания, но и показатель момента вращения при минимально низкой температуре по SAE.

Так, полностью синтетическое масло  Mobil 1 0W-40 имеет динамическую вязкость на MRV (роторном вязкозиметре SAE) при - 40°C -  31 000 (при допустимых 60 000), что значительно превышает даже показатели прокачиваемости.  

Это говорит о том, что указанное масло может применяться при температурах значительно ниже - 40°C.

 

Инженер технической службы,

Виктор Блохин

© Ойл Трейд Компани. При копировании данной информации или её части ссылка на страницу обязательна.

К списку новостей

Читайте также